От Юрий Геннадьевич
К Александр Д
Дата 28.01.2005 04:28:05
Рубрики Современность;

Re: Великая ектенья


>Вероятно, я не совсем хорошо владею вопросом и надеюсь, что меня кто-нибудь поправит.
>р.б. Александр



Здравствуйте, Александр Д.!
Не так давно у нас с Вами был уже разговор на подобную тему, где Вы засомневались в правильности исполнения Церковью Богослужебного Устава.
http://beseda.voskres.ru/voskres/forum/0/archive/35/35381.htm

В тот раз я не удержался от резкости, за что прошу прощения – возмутило небрежное Ваше отношение и к словам собеседников и к слову Церкви и к Слову Божию, лишающее дальнейшие разговоры всякого смысла, хотя в миру вполне обычное, так что можно было и поспокойнее. Теперь вижу, что разговор нужно было продолжать и перевести его на тему для Вас гораздо более важную: православное воспитание разума. Глубоко языческое, протестантского толка, восприятие мира постоянно заставляет Вас тратить силы на попытки сравнять Церковь с собой, вместо того, чтобы возвыситься к ней. Не Христос должен следовать за нами, а мы за Ним. Вы, например, так и не потрудились вникнуть в учение Церкви о молитве, а в результате оказались в очередной ловушке, опять-таки довольно простой, но для Вас непреодолимой, потому что не ищете выход из нее, а пытаетесь удобно в ней устроиться, для чего и потребовалась Вам очередная реформация, на этот раз текста Богослужения.

"Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим" (Иер.6:16).

"Хорошо, что ищут разумности. Но не хорошо, что ищут ее в одном разуме человеческом. Сей разум хотят сделать всемирным наставником - царем истины. Непонятно, откуда ему такая честь? Когда родится человек на свет, ничего не знает, ни одной вещи назвать даже не умеет сам, всему учится; а как только стал на ноги, еще не вступив в совершеннолетие, начинает надыматься и твердить: я, да разум у меня, всё рассудим и порешим сами собою.

Разум точно есть великий дар Божий, но, даруя его нам, Бог не поставил его источником истины, а только приемником ее.

Разум есть способность познавать истину, но сама истина не в нем, а должна быть преподана ему со вне. Кем же как не Богом - источником бытия и истинного ведения! Она и преподана Им, пребывает на земле, хранится и преподается всем.

Разуму надо сказать: изучай ее и храни, из себя же самого ты можешь испускать только фантазмы, как мыльные пузыри, или вытягивать хитросплетение помышлений, как сеть паутинную, кои разлетаются при легком дыхании ветра.

Так вот, братие, когда в вас, как червь какой, зашевелится позыв на излишнюю разумничность, и разум, надымаясь, полезет на учительскую кафедру, сведите его с сей высоты, как самозванца, и, посадив на ученическую скамью, скажите: твое дело слушать, а не учительствовать".
(Св. Феофан Затворник. О Православии с предостережениями от погрешений против него.)