От мн.гр.Алексей
К Степан
Дата 08.01.2005 00:04:09
Рубрики Современность; Танки; 1941;

Re: Православные и...

>С Рождеством тебя Алексей!
>Я с тобой вполне согласен. Но дело не в этих датах, в данном случае, а в том, как мы общаемся вне стен храма. Какими интересами мы живем. И поэтому интересен любой опыт.
>Вот у нас завтра в воскресной школе будет праздник, но это так сказать полуофициальная часть, а потом клир и приближенные отдельно, а родители отдельно. А хотелось бы что-бы был общий праздник, как в семье. Ведь у нас много невоцерковленных и наблюдая нашу жизнь они могут сделать соответсвующие выводы. Впрочем, может я на этот раз ошибаюсь.

>Р. б. Степан

Спаси Господи, Степан, с Праздником и Тебя!

Действительно, проблема разобщенности прихожан во внеслужебное время в современном Православии едва ли не всеобща. Здесь важно выявить причины этого феномена и актуальность самой проблемы.

Конечно, ближе всего к этим вопросам стоят и лучше других ими владеют приходские священники. Со своей же колокольни, точнее - с притвора, видится следующее.
Первое и главное - то, что внехрамовая жизнь современных прихожан практически не наполнена духовной составляющей, не одухотворена, за очень редким исключением. А именно одухотворенность должна бы быть объединяющим началом для Православных. Но это скорее следствие, а не причина. Корни же проблемы - в прогрессироющем углублении рабства человека миру, вещам, комфорту, в нивелировании нравственных доминант, а скорее - в их извращении, в общей глобальной тенденции к выхолащиванию национальных корней, примитивизации культурных запросов и творческого начала, словом - в постепенном и, поэтому, малозаметном оскотинивании человека. Вне всякого сомнения, эти факторы, как составляющие среды обитания, объективно воздействуют и на церковных людей, которые - вполне справедливо - считают себя таковыми на том основании, что регулярно посещают Богослужения, соблюдают посты и участвуют в Таинствах. Но это основание - сегодня уже слишком ненадежная гарантия защиты от разлагающего начала того тлетворного потока, который изливается ныне в среду нашего обитания через краны-экраны и прочие СМИ и "культуру", - если человек не живет напряженной внутренней жизнью. Много ль таких на приходе? Отсюда - естественное отсутствие потребности в сколь-нибудь тесном и регулярном общении помимо храма.

Конечно, воистину великое дело делают те батюшки, которые умудряются в основном за счет своей самоотверженности обустраивать при храме некую общинку, постепенно вовлекая в ее деятельность боголюбивые души. Здесь не особенно важен какой-то конкретный результат в виде плода рук, важно, что плод этот, и труд, на него затраченный, в той или иной мере посвящен Богу, и тем самым - одухотворен и Богом принят. Наверное, такого рода единение, хоть и немногочисленное, благословенно.

А мероприятия по праздникам тоже, наверное, необходимы, но их объединяющее начало гораздо слабее, и редко удается избежать искушений. У нас, например, трижды в год (на Пасху, Рождество и Храмовый праздник) устраивается праздничная братская трапеза. Но возможности присутствия всего прихода в небольшом доме нет, и здесь начинаются искушения "званных и избранных", что ставит под вопрос полезность и целесообразность таких мероприятий. Батюшка все мечтает устроить на Пасху рядом с Храмом кущи (палатки со столами), дабы по окончании службы все могли ощутить дух тех агап любви, о которых мы знаем только понаслышке.

Поэтому думаю, что мероприятия, направленные на возрождение приходской жизни за пределами богослужебного круга, если они не будут зиждится на духовной основе и будут носить искусственный характер, столь же малоперспективны, сколь и малоактуальны. А основа эта - наука о внутренней жизни во Христе, - та соль, которой должно быть осолено всякое приходское блюдо. Однажды вкусивший его - не станет тратить свободное время и травить желудок пресным и скоропортящимся... Здесь, конечно, многое зависит от того, сколько и какой припасено у повара этой самой соли. (Колос.4,6) Судя по появившейся социальной концепции, у нас NaCl может стать предпочтительнее приправы евангельской. А невоцерковленным понятнее такое предпочтение, ведущее, однако, к обуянию соли истинной...

Простите, если что-то не то или не так сказал.