Русская беседа
 
29 Марта 2024, 01:38:48  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Награда от Отца Небесного. Подвиг Ивана Сусанина  (Прочитано 1903 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103262

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 08 Ноября 2012, 04:58:07 »

Награда от Отца Небесного


Художник А.Баранов «Подвиг Ивана Сусанина».

Несколько лет назад по радио прозвучало сенсационное известие: в заболоченной местности близ села Домнина Костромской области местные археологи при раскопках обнаружили около сорока непогребенных человеческих останков. Среди фрагментов скелетов были найдены католические четырехконечные кресты, и – один осьмиконечный православный, сильно изрубленный… Возраст останков и сохранившихся рядом с ними предметов при исследовании был определен приблизительно в 400 лет. Археологи сразу же выдвинули версию, что православный крест принадлежал зверски убитому поляками Ивану Сусанину, а католические – тем самым полякам и литовцам, которых он завел в болото.

В многолетнем споре о том, где находится прах русского героя Ивана Осиповича Сусанина, появился новый существенный аргумент. Прежде, на основе разысканий Костромской губернской ученой архивной комиссии за 1896-1897 годы, считалось, что Сусанин был похоронен на погосте существовавшей в XVII веке деревянной шатровой Воскресенской церкви. Старожил села Домнина крестьянин Дмитрий Марков уверял местного благочинного священника отца Василия Семеновского, что, по рассказам его отца и теток, на могиле Ивана Сусанина была плита с надписью. Но, когда Воскресенскую церковь за ветхостью снесли и в нескольких саженях от нее стали в 1817 г. строить новую, Успения Божией Матери, то сусанинская плита была якобы «между другими каменьями, находившимися на могилах, по недостатку камней для бута при постройке каменной церкви, употреблена на бут». Некоторые краеведы утверждали, что тело Сусанина погребли не в Домнине, а в селе Исупове близ Исуповских болот. Но были историки и краеведы, считавшие, что Иван Сусанин вообще не был похоронен, так как его изуродованные захватчиками останки не сумели найти, а известие о его мученической смерти исходит от тех немногих поляков и литовцев, которым удалось выбраться из болота и выйти к Белу-озеру. Теперь, похоже, последняя версия получила солидное подтверждение. Впрочем, подождем окончательных выводов ученых.

Мы же вернемся на 399 лет назад, к драматическим дням конца Смутного времени. 21 февраля/ 5 марта 1613 г. Великий Земский собор в московском Успенском соборе избрал на царство шестнадцатилетнего Михаила Федоровича Романова, внучатого племянника царицы Анастасии Романовны. Однако самого Михаила Романова, как и его отца, будущего патриарха Филарета, плененного поляками, на Соборе не было. 28 октября 1612 года (ст. ст.) Михаил Федорович и его мать Марфа Иоанновна бежали из Москвы в Кострому, а оттуда – в свою вотчину, село Домнино, за 65-70 верст от Костромы. Объективности ради добавим, что бежали они не от поляков и «воров», а от ополченцев Пожарского и Минина, боясь их мести, поскольку во время осады Кремля сидели внутри вместе с Семибоярщиной и поляками. По преданию, Марфа Иоанновна оставила сына в Домнино, под присмотром Ивана Сусанина и его зятя Богдана Собинина, а сама поселилась неподалеку от Макарьево-Унженского монастыря, куда Михаил приезжал по воскресным дням.

8/ 20 марта 1613 г. поляки, узнав, очевидно, об избрании Михаила Федоровича на царство, направили в Домнино отряд с целью захватить Михаила Романова. Верные люди донесли Ивану Сусанину о приближении врага. Он спрятал Михаила в ямнике сгоревшего овина, присыпав тлеющими головешками - как будто пожар произошел только что. Вскоре польско-литовский отряд вошел в деревню Деревеньки (Деревенище) близ Домнина, где и проживал Иван Осипович. Здесь интервенты, как свидетельствовал в 1731 г. правнук Сусанина И. Л. Собинин, устроили дознание местным крестьянам, подвергнув их пыткам. Кто-то не выдержал, сказал, что Михаил Романов в Домнине. Поляки силой вынудили бурмистра (старосту) Ивана Сусанина идти с ними проводником до этого села. Иван Осипович повел отряд в сторону от Домнина, к болотам. Но перед этим он успел отдать указание верным людям, чтобы они помогли Михаилу Федоровичу выбраться из ямника и бежали с ним в Кострому, в Ипатьевский монастырь.

Сусанин, заведя вражеский отряд верст на десять в гибельную топь, решил, что теперь ляхам нипочем не догнать Михаила Федоровича даже при верном проводнике, остановился и признался в обмане. Несмотря на приставленные к своей груди кинжалы, вести «гостей» обратно он категорически отказался. Тогда поляки набросились на Сусанина и стали пытать его «великими, немерными пытками» и «замучили его до смерти», как сказано в грамоте царя Михаила Федоровича от 30 ноября 1619 г. И. Л. Собинин так описывал истязания палачами прадеда в прошении своем к императрице Анне Иоанновне: «… оне в селе Исупове прадеда ево пытали разными немерными пытками и посадя на столб изрубили на мелкие части». В 1864 г., опираясь на изыскания костромских краеведов, историк протоиерей П. Островский писал о том, как вел себя в эти страшные минуты Иван Осипович Сусанин: «… верный долгу христианскому, Сусанин принял мученический венец и благословлял, как древле праведный Симеон, Бога, сподобившего его, если не узреть, то умереть за спасение отрока, которого Бог за очи (заочно – А.В.) помазал елеем святым и нарече его царем России».

Надо сказать, что молодой царь одарил потомков великого героя весьма скромно по сравнению с благодеяниями, которыми он осыпал дворян – «перелетов», успевших послужить и Василию Шуйскому, и Лжедмитриям, и Семибоярщине, и полякам, но не оказавших никаких существенных услуг новой династии. Михаил Федорович 30. 11. 1619 г. (через 6 лет после своего спасения!) пожаловал Богдану Собинину, зятю Сусанина, всего-то «половину деревни Деревнищ» и освободил его, а также детей, внуков и правнуков, «и в род их вовеки неподвижно», от налогов, податей и повинностей.

Другие великие герои Освобождения – Минин и Пожарский – тоже не снискали от царя златых гор и высоких чинов (правда, они ничего и не просили). В этом есть определенная жизненная правда: такие люди, как Минин, Пожарский, Сусанин, жертвовали жизнями не ради благ земных, потому их и не получали. Но вообще власть позволять себе таких ошибок не имеет права (а в России она почему-то позволяет себе их всегда). Награда власти имеет прежде всего воспитательное значение, она – пример другим. А какой пример давало награждение «перелетов»?

Не стоит и говорить о том, что эта тема имеет особую актуальность сегодня, когда дождем наград и премий осыпаются чиновники-приспособленцы, «звезды» шоу-бизнесы, продажные журналисты и писатели и прочие, а многие герои Чеченской и Грузинской войн до сих пор не могут получать своих «боевых» и пособий по инвалидности. А ведь, не поощряя героев, государство плодит антигероев, о которых потом говорит с таким возмущением. Но ведь это ваши «герои»!

Андрей Воронцов

http://www.segodnia.ru/content/115140

http://svpressa.ru/society/article/60238/
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!