От р.Б. Людмила С.
К Александр Килим
Дата 01.01.2005 20:40:46
Рубрики 1941; Холмово; Суворов (В.Резун);

Re: Да еще и провокации

Уважаемый Александр Васильевич!
Позвольте привести отрывок из одного из таких провокационных материалов на вышеозначенном сайте RISU. Считаю, что материалы такой ориентации вносят недоверие верных к священноначалию, разобщение в Украинскую Православную Церковь. Скорее всего, это начало гонений на Каноническую Церковь в Украине, удачно подогнанное под политическую ситуацию. Материал вышел перед третьим туром выборов.
Александр Васильевич, прошу прощения, что размещаю такой материал на Форуме. Я пойму, если этот материал будет удален.

Во Христе Иисусе, р.Б. Людмила.

“Испокон века было Слово”: Церковь в Украине после Майдана. Социальная концепция УПЦ МП.

30.12.2004, [17:00] // Дайджест СМИ //
Василий ЗИЛГАЛОВ. - Радио "Свобода", 11 декабря 2004 года

Перед переголосованием второго тура на выборах Президента Украины Церкви уже не торопятся из благословениями кандидатов - по крайней мере, ничего не слышно о специальных, „президентських”, благословениях, которыми так сомнительно прославился предстоятель Украинской православной церкви в единстве с Московским патриархатом митрополит Владимир (Сабодан). Вместе с тем, Церкви благословляют ежедневную, в 7-и часу вечера, молитву за торжество справедливости, свободу и единство Украины. Вне сомнения, „помаранчевая революция” означает очень много для самой Церкви в Украине - не просто для какой-либо из Церквей и даже не для каждой с них врозь, а для Церкви как Богочеловеческого организма, как для учреждения, какое направляется на что-то высшее, чем нам предлагает этот мир и именно потому способная этот мир совершенствовать. Продолжение темы - в материале Виктора Еленского.

Виктор Еленский

Второй в украинской истории „ноябрьский срыв” поставил перед Церквами Украины требовательные вопросы, которые, т.е. эти вопросы, впрочем, принадлежат к категории вечных. Речь идет о границах участия Церкви в политическом процессе, о ее позиции при условиях политического противостояния, в которое с обеих сторон втянутые ее, Церкви, верные, о допустимых формах защиты Церковью правды и справедливости и противодействия взлома. Ведь учитывая истину Евангелия широко используемая в эти дни формула, согласно которой Церковь всегда с народом, содержит в себе очевидные подводные каменья и нуждается в уточнении. Так, Церковь всегда с народом, так как не может покинуть его в тяжелейшие времена, но это не означает, что народ всегда правый и Церковь должна давать поблажку неправде. Это, кстати, хорошо понимали проводники украинских Церквей и если не лучше всего - митрополит Андрей Шептицкий, который никогда не колебался плыть против течения, какой бы мощной она бы не была, если был убежден, что течение несет его верных в противоположный от евангельского указателя сторону.

Сейчас представителям тех Церквей и религиозных сообществ, которых украинцы так часто видели на Майдане, чрезвычайно повезло: правда и несправедливость очертились теперь с такой впечатляющей выразительностью, с такой обезоруживающей силой, что естественность для Церкви „быть одно” с народом во всем и до конца, не вызывает и наименьшего сомнения. Даже больше, этот самый народ задает для видимой, земной Церкви в Украине новую и очевидно несравненно высшую планку ее общественного бытия и участия в политике.

Василий Зилгалов

Прерывая Виктора Еленского на теме “Площадь и церковь в Украине” обращаю внимание на информацию из украинских Интернет сайтов. Отец Сергей Иваненко, священник УПЦ МП, который принимал участие в померанцевых митингах, и который 10 дней тому назад выступал на митинге приверженцев Виктора Ющенко в Чернигове с формулированием за клевету на священноначалие”. Об этом сообщают украинские Интернет сайты. И тему “ Церковь в Украине после Майдана” продолжает Виктор Еленский.

Виктор Еленский

После Майдана это уже не может быть ползанием перед властью, пусть даже стократно демократической, в поисках маетностей, привилегий и наказание конкурентов. Отныне, чтобы удержаться на том гребне, на который религиозных достойников вынесла человеческая волна, им придется делать то, что большинство из них - не все, но все таки большинство - до этого времени избегали. А именно: четко и недвусмысленно сказать своим верным, что им делать в тех случаях - а их убежденный, впереди еще немало, - когда то ли власть, то ли оппозиция, вообще ли политический процесс как такой будет ставить их перед неминуемым моральным выбором.

Отдельная проблема и отдельный вопрос - это Украинская православная церковь в единстве с Московским патриархатом. К сожалению, с ней произошло самое хужее из того, что могло произойти как с земным установлением. Возможности предупредить преобразование ее аппарата на орудие кремлевского влияния, - возможности, которые не выглядели безнадежными еще сравнительно недавно, - эта президентская кампания сокрушила без остатка. Священноначалие УПЦ нарушило все, что могло нарушить - и Святое Письмо, и собственную социальную доктрину, и украинские законы. Оно обратилось к тому самому греху разделения, который так сурово казнило, обращаясь к православным в Украине, которые вышли из его подчинения. Ведь, связывая верность Церкви с лояльностью к одному из кандидатов, иерархия оттолкнула от себя миллионы верных, которые до сих пор находились в святой уверенности, что Причастие - это то последнее, что отменяет политические споры и вообще - всю суетность этого мира. Вместе с тем, однако, выяснилось, что иерархия - это еще не вся Церковь. Открытые письма мирян и клириков УПЦ на защиту справедливости, к которым прибавляется все больше голосов, сильное, хотя и не единое тому подтверждение. Страна выпрастывается и миряне сознают, что они рабы Божьи, но не митрополитские.

Василий Зилгалов

Для предводителей украинских церквей нынешние президентские выборы стали настоящим испытанием их жизни в обществе. А как представители, например, Украинской Православной церкви понимают совместимость или не совместимость социальной доктрины их церкви с участием в нынешних политических событиях в Украине. Именно об этом разговаривал мой коллега Виталий Пономарев с отцом Богданом Огучанским.

Виталий Пономарев

Отче Богдан, как за христианской доктриной может вести себя церковь в граде земном?

Богдан Огучанский

Церковь является организмом, который имеет разные названия. Основное название его - Тело Христово. Это означает, что он существует как в мире духовном, небесном, так и в мире земном. Есть и другое, несколько парадоксальное название - “собрание грешников”, т.е. собрание тех людей, которые ищут спасения, объединение с небесной церковью, т.е., чтобы наше земное существование стало началом нашей вечной жизни в Христе.

Виталий Пономарев

Отче, а это различение, которое завещал Спаситель отдавать Богу Богово, а кесарю кесарево. Как это можно истолковать относительно отношения церкви к политической жизни?

Богдан Огучанский

Всегда во все времена каждая власть старалась повлиять на церковь и использовать церковь в своих интересах. С другой стороны, начиная еще из самого Спасителя и из позиции Его учеников - апостолов церковь призвала народ не подвергаться никакой мерой на соблазны кесаревого пряника. И с одного стороны апостол Петр говорит, что мы должны молиться за власть за правителя, чтобы власть действовала по Божьим законам. А со второй стороны наши принципы земной жизни должны целиком подлежать законам Божьим. И в том случае мы можем выполнять законы земные, когда они не противоречат законам Божьим. Если говорить о современной позиции нашей церкви относительно политической жизни. Это она высказана нашей церковью в так называемой “Социальной концепции Русской Православной церкви”, которая была принята в 2000 году праздничным юбилейным собором церкви. В частности в этой концепции сказано, что церковь по заповеди Божьей должна проявлять заботу о единстве своих чад о мире и согласии в обществе независимо от разных политических убеждений. Больше того церковь утверждает, что она не может принимать участие той или другой мерой в политической деятельности, той или другой мерой поддерживать те или другие политические организации, или тех или других кандидатов. Поэтому официальная позиция церкви такая, что в ее лоне верующие могут быть приверженцами разных политических взглядов, независимо от этого для церкви они являются нашими чадами. Это официальная позиция церкви. Если некоторые ее представители действуют иначе, то к сожалению этим они нарушают основной принципиальный документ - “Социальную концепцию”.

Василий Зилгалов

И своеобразная информационная иллюстрация к разговору с отцом Богданом: донбасское духовенство УПЦ МП призвало паству поддержать Януковича и федеративный раздел Украины. Об этом оно заявило на общем собрании Донбасского отделения Союза православных братств Украины, Славянской партии Украины и Русской общины Луганской области. И Виталий Пономарев завершает свой разговор с отцом Богданом.

Виталий Пономарев

Итак, эти примеры из избирательной кампании, например, когда в Киеве верные Украинской Православной церкви в единстве с Московским Патриархатом проводили крестный ход в поддержку кандидата Януковича, в нем принимали участие священники этой церкви, и один из них сказал, что “это будет президент, дарованный нам самым Бог”. Насколько это вкладывается в социальную доктрину церкви, на которую вы только что ссылались?

Богдан Огучанский

Я уже говорил в начале, которое во все времена власть старалась использовать церковь в своих нуждах. К сожалению, это происходит и сейчас. Мы можем об этом говорить целиком откровенно и целиком завершенно, что существовало давление. И я лично как священник могу сказать: существовал не только на этих выборах, а и на всех выборах предыдущих лет. Власть всеми возможными механизмами, которые есть в ней, старается возвратить к себе поддержку церкви. Есть целая информационная политика, кампания, и, к сожалению, моя личная точка зрения - что в этой кампании приняли участие и представители других государств, конкретно - одного другого государства. И соответственно те или другие члены нашей церкви, как миряне, так и священнослужители подверглись этому влиянию. Что касается, в частности, названного вами крестного хода, то он не имел официального благословения нашего священноначалия. И насколько я делился впечатлениями, далеко не все служители нашей церкви знакомые с основными принципами Социальной концепции. Сейчас наше священноначалие старается каким-то чином исправить ситуацию. В частности, в последнем “Обращении к монашеству и всем верным” от 30 ноября в этом году сказано, что для Церкви все есть Ее дети, она не делила, не делит и не будет делить верных за происхождением, социальным статусом или политическими привержениями. Для церкви нет померанцевых или бело - голубых, а есть все детьми Божьими, нашими братьями и сестрами в Кресте. Поэтому церковь в последнем обращении еще раз призвала примиряться, не делиться, уметь принимать людей с разными политическими взглядами. Т.е., это в какой-то мере есть, на мой взгляд, такая попытка исправить ту ситуацию, которая сложилась между первым и вторым туром выборов, а также и раньше.

Виталий Пономарев

Благодарю за разговор. Это был отец Богдан Огучанский, клирик одного из киевских храмов УПЦ в единстве с Московским патриархатом. Вел разговор Виталий Пономарев.