От Татьяна К.
К р.Б.Евгений Коблов
Дата 23.12.2004 12:14:28
Рубрики Танки;

Re: Православная свадьба

>Братья и сестры,

>6 февраля у меня намечается свадьба, и очень хотелось бы узнать, как должна проходить православная свадьба.

>Может ли кто-нибудь рассказать?

Храни Вас Милость Божия!

Предлагаю выдержку из статьи о браке.

Из истории брака, или "Не скакати и не плясати"

В I в. н. э. римляне вступали в брак по гражданским законам греко-римского государства. Для действительности союза требовалось лишь взаимное согласие на него: устное, письменное или выраженное поступком невесты - ее переходом в дом жениха. Браку предшествовал "сговор", или обручение. Родные жениха и невесты договаривались о материальном обеспечении семьи, уточняли размер приданого, которое невеста приносила в дом жениха. Похоже, в принципе, на то, что сейчас происходит сплошь и рядом. Поговорили, контракт подписали да и стали жить вместе.

Из книги протоиерея Геннадия Нефедова "Таинства и обряды Православной церкви" узнаем, что на Руси, как и в Византии, заключение браков начиналось обращением жениха и невесты к архиерею с прошением благословить их брак. В XVII веке заключение браков сопровождалось "зарядом" - договором, предусматривающим выплату денежной компенсации в случае расторжения брака. Петр I в 1702 году запретил писать зарядные записи и предписал совершение обручения не ранее шести недель до венчания.

По указу 1775 года желающий вступить в брак должен был объявить об этом своему приходскому священнику. Священник объявлял о предполагаемом браке в храме. Если со стороны прихожан не поступало сообщений о препятствиях к данному браку, то священник вносил в обыскную книгу запись об этом. Внесение этой записи теперь называлось "обыском". Она скреплялась подписью жениха и невесты, их поручителей и священника. Чинопоследование браковенчания совершалось в личном присутствии жениха и невесты, а также их свидетелей, которые подтверждали акт браковенчания своими подписями в метрической книге. Такой порядок установлен в Русской церкви с 1802 года.

Православная свадьба состоит из обручения и венчания. Обручение - это христианская форма естественного брака, ему предшествует благословение родителей и духовного отца. Знаком утверждения этого союза любви и единомыслия является вручение жениху и невесте колец с молитвой священника. Этим жестом священник выражает веру Церкви в непрерывность нового союза, даруемого благодатью Божией. Кольца надеваются на пальцы правых рук, знаменуя свободную волю, обет верности, трудовой деятельности, молитвы и благословения. Во время венчания жених и невеста становятся на середине храма пред аналоем с Крестом и Евангелием. Ноги брачующихся стоят на белой материи или полотенце - символе единства и радости нераздельной жизни в супружестве.

Интересным для современного читателя будет один из вопросов, который священник задает сначала жениху, потом невесте: "Не обещался ли иной невесте?" В этом вопросе слышится воспитательное значение для присутствующих, напоминая, что подобными обещаниями шутить нельзя. В ответ жених произносит: "Не обещался, честный отче".

А еще в старину существовал даже особый порядок поведения на брачном вечере, так сказать на банкете. В соборных правилах говорится: "Не подобает на браки ходящим (т. е. даже и посторонним лицам) скакати или плясати, но скромно вечеряти и обедати, как прилично христианам". Если же люди все же "скакати и плясати", то в вину это ставилось новобрачным, которые имеют при себе таких невоспитанных друзей.


С уважением, Татиана